Область звукозаписи и звукорежиссуры за XX в. выросла из области техники в полноценное искусство. Изменилась природа фонограммы, она более не является результатом технической фиксации звуков, но представляет собой следствие приложения творческого труда. В статье анализируется процесс создания фонограммы, на основании анализа содержания процесса осуществляется квалификация фонограммы как объекта художественных прав, обосновывается, что звукорежиссер является автором фонограммы.
Поступательное развитие науки и техники изменило многие сферы жизни людей, и это влияние с каждым годом все быстрее набирает обороты. Не обошло это развитие сферу культуры и искусства. Искусство начинает широко использовать и тесно переплетаться с появившимися новыми техниками и технологиями. В этом удивительном симбиозе рождаются все новые формы творчества и, следовательно, новые субъекты и объекты права. В статье рассмотрены этапы правового становления и признания отдельных объектов интеллектуальных прав, создаваемых с помощью технических средств, но переставших давно быть результатом техники, и ставших полноценным искусством, например, фонограмма.