В условиях цифровой среды создавать производные произведения стало проще, чем когда-либо, — но вместе с этим усилился и конфликт интересов между авторами оригинальных произведений и теми, кто создает на основе их трудов что-то новое. Праву приходится искать тонкий баланс: как поощрять трансформативное творчество и при этом гарантировать, что оригинальные произведения окупятся. Эта работа предлагает экономическую модель правового регулирования производных произведений, цель которой — определить такой уровень охраны, который приносит наибольшую общественную выгоду. Методологически исследование строится на инструментах экономического анализа права: здесь и функция общественного благосостояния, и критерии Парето и Калдора–Хикса, и теорема Коуза, и анализ транзакционных издержек и проблем асимметричной информации. Теория подкрепляется практикой: в анализ вовлечены данные о книжных рынках США и России, а также правовые подходы ЕС и США к охране производных произведений. В результате выводится формула, позволяющая определить оптимальный уровень охраны (L*) с учётом таких факторов, как трансформативность, риск рыночного замещения, наличие или отсутствие принудительного лицензирования и минимально необходимый доход автора. Исследование показывает, что наилучшие результаты достигаются при умеренном уровне охраны: когда коммерческие адаптации регулируются, но некоммерческое трансформативное творчество допускается свободно. Такая модель одновременно поддерживает мотивацию для создания новых оригинальных произведений и способствует культурному разнообразию.
Актуальность исследования обусловлена усиливающимся конфликтом между интересами авторов оригинальных произведений и создателей производных работ в условиях цифровой среды. Современное авторское право стремится урегулировать эти отношения, однако до сих пор опирается на фрагментарные, порой противоречивые доктринальные основания. Особенно остро стоит вопрос о правомерности повторного использования элементов произведений: отсутствуют чёткие нормативные критерии, позволяющие различить допустимое вдохновение и неправомерное воспроизведение. Целью настоящего исследования является философская реконструкция авторского права на производные произведения в контексте кантовской теории частного права. Автор стремится показать, как кантовская концепция автономии личности, внешней свободы и господства воли может служить основой для нормативного различения между допустимыми формами переработки и нарушением прав оригинального автора. Методология работы основана на герменевтическом и концептуальном анализе текстов Иммануила Канта, прежде всего «Метафизики нравов» и статьи «О незаконности переиздания книг», а также на сопоставлении его взглядов с теорией Иоганна Готлиба Фихте. В результате формируется концептуальная модель, в которой авторское право предстает как сложная, двусоставная структура: с одной стороны, оно включает врождённое право автора на творчество и самовыражение как аспект личной автономии; с другой — охватывает имущественное право господства над объективированной формой произведения как идеальным, нематериальным объектом. В рамках этой модели предлагается нормативное разграничение между неправомерным присвоением речевого акта (как выражения воли автора) и допустимым культурным взаимодействием. Ключевой акцент переносится с поиска возможности ограничения авторских прав, на установление границ самого объекта, что позволяет избежать логических противоречий и обеспечить совместимость правовых притязаний различных субъектов без необходимости применения баланса интересов, а исходя из формальных оснований Кантовской фил
В первой части коллективной статьи рассматривается правовая природа сложных объектов интеллектуальных прав, их признаки, особенности регулирования и распределения прав между участниками. Авторами подробно исследуются выделяемые в доктрине и судебной практике признаки сложных объектов. Также авторы анализируют эволюцию законодательного закрепления сложных объектов в российском праве. Особое внимание уделяется дискуссиям о необходимости установления открытого перечня сложных объектов, что позволит адаптировать правовую конструкцию к современным реалиям. В статье аргументируется необходимость дальнейшего совершенствования ст. 1240 ГК РФ, закрепления легального определения сложного объекта и уточнения механизма аккумулирования прав. Рассматриваются альтернативные подходы зарубежных правопорядков, выявляются их отличия и возможные направления заимствования для модернизации российской правовой системы.
В данной статье автор исследует проблемы, связанные с производными произведениями – компьютерными программами, рассматривая неясность в определении возможности констатации возникновения производного произведения, соотношение между нарушением исключительного права на переработку и нарушением права на неприкосновенность произведения, а также отсутствие разделения таких понятий как «модификация» и «переработка» и связанных с ним юридических коллизий.