Почему 20 лет? Эволюция срока патентной монополии на изобретение

08 Сентября 2022
А.И. Балашова,
аспирант кафедры интеллектуальных прав
Московского государственного юридического университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
 
 

 

Для цитирования:

Балашова А.И. Почему 20 лет? Эволюция срока патентной монополии на изобретение // Журнал Суда по интеллектуальным правам. Сентябрь 2022. Вып. 3 (37). С. 39-48.

Balashova A.I. Why 20 years? Evolution of the term of patent monopoly to an invention // Zhurnal Suda po intellektual'nym pravam. September 2022. 3 (37). Pp. 39-48. (In Russ.).

 

Введение

В настоящее время наблюдается устойчивая общемировая тенденция сближения и гармонизации национальных законодательств в области регулирования патентных правоотношений, что достигается в том числе за счет заключения международных соглашений, устанавливающих общие стандарты охраны объектов интеллектуальной собственности.

Данные процессы затронули и регулирование срока действия исключительного права на изобретение – заключенным в 1994 г. Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 15 апреля 1994 г.1 (далее – соглашение ТРИПС) для всех государств, входящих в состав Всемирной торговой организации, был установлен минимальный срок правовой охраны всех категорий изобретений в двадцать лет, считая с даты подачи заявки, после чего в национальные законодательства ряда государств были внесены соответствующие изменения.

Унифицированный срок патентной монополии подвергается значительной критике со стороны отдельных юристов и представителей экономической науки, звучат предложения о реформировании данного правила, в связи с чем представляет интерес исследование процесса эволюции срока патентной монополии на всем протяжении истории регулирования отношений в сфере изобретательства с тем, чтобы выявить, какие исторические, экономические и политические факторы оказали воздействие на формирование современного двадцатилетнего срока патентной монополии и лежат в его основе.

Венецианская Республика: у истоков патентного права.

Несмотря на то что в литературе приводятся отдельные примеры охраны прав изобретателей, например греческий город Сибарис, в котором в 500 г. до н.э. «всем, кто должен был открыть для себя какое-либо новое изысканное средство роскоши, предлагалось поощрение, прибыль от которого была закреплена за изобретателем патентом в течение года» [4], общепризнанным является тот факт, что в государствах античного периода и эпохи раннего и высокого Средневековья отсутствовала систематическая практика правовой охраны изобретательских прав. Ни организация производственной деятельности в античном обществе, основанная на рабском труде, ни цеховая организация труда в ранних феодальных государствах не имели достаточных экономических и социальных предпосылок к предоставлению правовой охраны техническим новшествам.

В Венецианской Республике в условиях производственной монополии цехов (гильдий) Большой Совет в целях развития экономики республики и распространения новых ремесел усмотрел необходимость привлечения иностранных ремесленников, не входящих в состав местных гильдий, к осуществлению в пределах государства известных им технологий, в связи с чем c XIII в. начал предоставлять им соответствующие лицензии, которые позволяли лицензиату практиковать определенную технологию и конкурировать в этой области с гильдиями, не имея в то же время возможности запретить гильдиям использование указанного в лицензии объекта [10, с. 16]. Отмечается, что в этот период «патенты были не отрицательными правами на исключение, как сегодня, а положительными привилегиями или лицензиями на практику» [19]. Последнее обстоятельство вызывало жалобы со стороны лицензиатов, в результате чего установилась практика выдачи привилегий, которые включали в себя право исключать иных лиц из сферы использования указанного в ней объекта. Первая привилегия данного типа была выдана Большим Советом в 1416 г. на срок в 50 лет иностранцу – гражданину греческого острова Родос Францисусу Петри на устройство для переработки войлока в шерсть [8]. В качестве основания для выдачи привилегии было указано, что данное устройство – конструкция с пестиками для набивки тканей – лучше обычных устройств и отличается от них, превосходя обычные приборы для набивки [9], что свидетельствует о направленности системы выдачи привилегий на поощрение инноваций [5].

Законом от 19 марта 1474 г., который признается рядом ученых в качестве первого патентного закона в мире [8], специальный административный орган – Provveditori di Comun – был наделен полномочиями выдавать привилегии сроком на десять лет «каждому лицу, которое построит в этом Городе любое новое и оригинальное устройство, ранее не производившееся в нашем Содружестве» [10, с. 16]. Вместе с тем закон не упразднял полномочия Сената по выдаче привилегий в индивидуальном порядке с содействием Provveditori di Comun. Таким образом, в Венецианской Республике на длительное время установились и действовали параллельно два порядка выдачи привилегий – законодательный в соответствии с законом 1474 г. и обычный в соответствии с полномочиями Сената [8].

Примечательно, что привилегии, выдаваемые в порядке закона 1474 г., в соответствии с его положениями имели десятилетний срок действия безотносительно к типу изобретения и иным обстоятельствам, а также предусматривали штраф в размере 100 дукатов за нарушение вытекающих из привилегии прав. Напротив, практика выдачи привилегий Сенатом в обычном порядке была более гибкой – срок действия привилегий, а также иные условия привилегии, в том числе размер штрафа за ее нарушение, определялся в каждом конкретном случае по решению Сената с учетом просьбы лица, ходатайствующего о выдаче привилегии. Изложенное объясняет тот факт, что закон 1474 г. не имел широкого применения и выданные в его порядке привилегии весьма немногочисленны [8].

Представляется, что вопрос об определении срока привилегии изучался и обсуждался и решение Сената принималось на основании взвешенных рассуждений. Например, некий Домино Себастиано ди Сильвестри в 1560 г. подал прошение в Provveditori di Comun о выдаче привилегии на «легкий, быстрый, очень эффективный и недорогой способ обеспечения энергией некоторых машин для слива воды»2 на срок 50 лет. После рассмотрения прошения в различных исполнительных департаментах с целью дачи рекомендаций о выдаче либо отказе в выдаче привилегии, один из департаментов Savi ed Essecuatori alle Acque в своей рекомендации высказался относительно срока привилегии: «[Мы] смиренно отвечаем, что, по нашему мнению, [Ваша светлость] должны предоставить эту привилегию, однако с условием, что [изобретение] не создаст препятствий для потока воды... и что запрашиваемый срок в 50 лет кажется слишком большим, что 25 лет должно быть достаточно…»3. Несмотря на то что Provveditori di Comun со своей стороны одобрил 50-летний срок для данной привилегии, Сенат тем не менее прислушался к мнению Savi ed Essecuatori alle Acque и выдал привилегию сроком на 25 лет [8].

Исследования оригинальных документов, содержащихся в Венецианском государственном архиве, показывают, что сенатские привилегии имели сроки действия в 10, 20, 25, 30, 40, 50, 60 лет (наиболее распространенными были сроки 20, 25 и 30 лет), а также могли быть «пожизненными» или «вечными» [8]. Как уже упоминалось, Сенат имел право одобрить срок, запрошенный в ходатайстве о выдаче привилегии, либо определить его самостоятельно. По мнению Стефании Фуско, полномочие Сената определять срок действия конкретной привилегии «иллюстрирует тот факт, что Венецианское Правительство имело право контролировать уровень стимулов, предоставляемых различным отраслям промышленности» [8]. Так, самые длительные сроки и наибольшее количество привилегий с максимальными штрафами на их нарушение наблюдались в таких отраслях, как водная (устройства для подъема воды, строительства колодцев и рытья каналов) и энергетическая (мельницы сухие и водные) промышленность.

Гибкая система регулирования отношений в сфере изобретательства, ее направленность на стимулирование приоритетных отраслей промышленности и привлечение иностранных изобретателей положительным образом сказались на развитии Венецианской Республики, превратив ее в государство ремесленников и инженеров и центр технологического развития Европы в XVI в. [8].

Эволюция срока патентной монополии в Великобритании и США

История развития патентной системы Великобритании, ставшей базисом для формирования патентных систем США и других британских колоний, в том числе Индии, Австралии и Новой Зеландии, ведет свое начало от королевских привилегий, цели выдачи которых во многом соответствовали тем, что преследовались в Венецианской Республике.

В средние века промышленное развитие Англии отставало от уровня континентальной Европы, поэтому начиная с XIV в. английские короли начали предоставлять привилегии в различных формах на новые виды производств и ремесел для того, чтобы заинтересовать и привлечь иностранных ремесленников, а также стимулировать изобретательство в пределах королевства. Так, например, в 1324 г. Эдуард II выдал охранные грамоты опытным немецким шахтерам, чтобы побудить их привезти в Англию новые технологии, обучить своим навыкам местных ремесленников и помочь создать новые отрасли промышленности [17]. Срок привилегии определялся по усмотрению монарха исходя из его представлений о периоде времени, необходимом для реализации поставленных задач.

Позднее в судебной практике были сформулированы два правила определения разумного срока патентной монополии:

1)

дело Darcy v. Allin 1602 г., в решении по которому было изложено следующее мнение: «…Когда какой-либо человек по своей воле и трудолюбию, или своим собственным умом или изобретением вводит в королевство новую торговлю, или какой-либо механизм, способствующий развитию торговли, который никогда ранее не использовался; для блага королевства в таких случаях король может предоставить ему монопольный патент на разумный срок, пока подданные не смогут узнать то же самое, принимая во внимание пользу, которую он приносит своим изобретением Содружеству» [6]; следовательно, срок патентной монополии должен быть достаточным для освоения технологии местными жителями;

2)

дело The Clothworkers of Ipswich 1615 г., в рамках которого приведенное мнение было дополнено следующим: «…Но если человек ввел новое изобретение и новое ремесло в пределах королевства, рискуя своей жизнью и расходуя свое имущество или капитал и т.д., или если человек сделал новое открытие чего-либо, в таких случаях король из своей милости и благосклонности, в возмещение его расходов и трудов, может предоставить ему хартию, согласно которой только он должен использовать такое ремесло или способ торговли в течение определенного времени, потому что сначала люди королевства невежественны и не имеют знаний или навыков, чтобы использовать его: но когда срок действия этого патента истекает, выдавать новый Король не может: ибо, когда ремесло стало обычным явлением, и другие связаны подмастерьями в той же профессии, нет никаких причин, по которым последним должно быть запрещено его использовать» [6]; следовательно, во-первых, срок должен быть достаточным для того, чтобы компенсировать патентообладателю его усилия и затраты, а также для того, чтобы обучить запатентованному ремеслу подмастерьев, во-вторых, после истечения срока действия патента нет причин для выдачи нового патента.

Статут о монополиях 1623 г., сохраняя полномочия монарха определять срок патентной монополии по своему усмотрению, впервые на законодательном уровне установил верхний предел максимально допустимого срока действия патента – 14 лет, при этом Парламент наделялся полномочиями восстанавливать и продлевать данный срок. Поскольку принятие данного нормативного документа было результатом борьбы против «одиозных монополий», выдаваемых монархами своим фаворитам на давно известные продукты и технологии, положение об изобретательских привилегиях было сформулировано как исключение из общего правила о запрете монополий: «[запреты, установленные в предыдущих разделах] не распространяются на любые письма, патенты (b) и привилегии сроком на четырнадцать лет или менее, которые будут предоставлены … (c) истинному и первому изобретателю (d) и изобретателям таких производств, которые не использовались другими лицами во время выдачи таких писем (e) при условии, что они не будут нарушать закон или вредить государству путем повышения цен на товары внутри страны или наносить ущерб торговле, или вообще причинять неудобства»4.

Исходя из того, что в обязанности патентообладателя входило обучить в течение срока действия патента подмастерьев из числа местных жителей, большинство ученых сходятся во мнении о том, что 14-летний срок был основан на сроке обучения подмастерья, который согласно Статуту о подмастерьях 1563 г. составлял 7 лет. Относительно того, почему срок патентной монополии был равен двойному сроку обучения подмастерья, в литературе выдвигаются различные предположения: одни считают, что 14-летний срок не позволял ученикам в скором времени после окончания обучения составить конкуренцию мастеру [15], другие – что указанный срок позволял мастеру обучить несколько поколений подмастерьев [13].

Как уже упоминалось выше, патентная система Великобритании послужила базисом формирования патентной системы США, в том числе и в части установления срока патентной монополии. В колониальный период представительные органы штатов выдавали патенты в соответствии с антимонопольными уставами, основанными на Статуте о монополиях 1623 г., затем уже независимые штаты продолжили практику выдачи патентов от своего имени без принятия специального законодательства на сроки, которые определялись «смотря по характеру изобретения и заслугам изобретателя» [1, с. 6]. Тем не менее к 1786 г. четырнадцать лет стали универсальным сроком действия для государственных патентов [16].

Принятая в 1787 г. Конституция США установила право Конгресса «содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на ограниченный срок за авторами и изобретателями исключительные права на принадлежащие им сочинения и открытия»5, однако не содержала указания на продолжительность срока. Такое указание появилось в принятом несколькими годами позднее первом Патентном законе США 1790 г., установившем, что срок действия патента не должен превышать 14 лет. В литературе отмечается, что «поскольку в Первом Федеральном конгрессе не обсуждался вопрос о продолжительности срока действия патента, а также в силу того факта, что английский Статут о монополиях считается краеугольным камнем американского патентного права, четырнадцатилетний срок действия патента, вероятнее всего, был унаследован из Статута о монополиях» [13].

Патентный закон 1790 г. не содержал положений о восстановлении либо продлении срока действия патента, и в первые десятилетия после принятия закона Конгресс решал данный вопрос в индивидуальном порядке путем выдачи актов о продлении срока действия патентов, в случае наличия не зависящих от патентообладателя обстоятельств исключающих его возможность в полной мере реализовать вытекающие из патента права, таких как война, судебная коррупция, задержки в процедуре получения разрешений в ведомстве по надзору за качеством продуктов питания и лекарств [16].

Патентным законом 1836 г. было учреждено Патентное ведомство США и должность Патентного комиссара, в полномочия которого входило продление сроков действия патентов на 7 лет на основании заявлений патентообладателей, в которых следовало указывать причины, по которым заявителю не хватило времени для того, чтобы получить достаточное вознаграждение за свое время, изобретательность и расходы [13].

Процесс продления сроков действия патентов оказался обременительным для Патентного комиссара, в связи с чем в 1861 г. в Патентный закон были внесены изменения, которыми был установлен фиксированный 17-летний срок действия патента, отсчитываемый с даты его выдачи, без возможности продления такового [6]. Такой срок сохранялся в США вплоть до 1995 г.

Эволюция срока патентной монополии в странах континентальной Европы и Российской Империи

История формирования патентного права в странах континентальной Европы, как и в странах общего права, ведет свое начало от индивидуальных привилегий, выдаваемых на срок, определяемый исходя из представлений о заслугах изобретателя и соображений практического экономического толка.

Так, например, во Франции в 1551 г. итальянцу Тезесу Муцио была выдана привилегия на производство стеклянной посуды по венецианскому образцу со следующим обоснованием: «Он не смог взять с собой свои инструменты… и пришлось создавать новые инструменты… с большими затратами и расходами. И теперь … он опасается, что другие стеклодувы могут скопировать его упомянутую работу на манер Венеции и тем самым помешать возмещению указанных затрат и расходов. Поэтому... мы даем упомянутому Тезесу Муцио право, разрешение и явную привилегию, что в течение следующих десяти лет он один может делать… стеклянную посуду по венецианскому образцу»6.

Французский Королевский эдикт о привилегиях для изобретателей 1762 г. установил предельный срок, на который могла выдаваться привилегия, в 15 лет [12] со следующим обоснованием: «Привилегии, цель которых - вознаградить усилия изобретателей и стимулировать бездействующих, не всегда так успешны, как можно ожидать; причина в том, что иногда эти привилегии, когда они предоставляются на неограниченный срок, кажутся наследуемой собственностью, а не личной наградой для изобретателей… Неиспользование привилегии вызывает возражения, поскольку оно ограничивает свободу, в то же время не предоставляя обществу никаких благ, которых следовало ожидать. Наконец, отсутствие публикации предоставленных привилегий часто позволяет получателям таковых расширять их и злоупотреблять, препятствуя работе и труду наших подданных»7.

После Французской буржуазной революции были приняты первые революционные патентные законы в январе и мае 1791 г., согласно которым патенты выдавались по выбору патентообладателя на сроки в 5, 10 и 15 лет с уплатой пошлины в 300, 800 и 1500 франков соответственно, при этом была предусмотрена возможность продления срока действия патента на основании законодательного акта [12]. Аналогичные сроки были предусмотрены в первоначальной редакции закона 1844 г. Примеру Франции последовали не только ее колонии, но и другие европейские государства, в частности Испания, где патенты выдавались на те же сроки в 5, 10 и 15 лет, и пошлина за их выдачу составляла соответственно 1000, 3000 и 6000 реалов.

Отмечается, что выбор продолжительности срока действия патента зависел не только от размера пошлины, но также и от типа отрасли промышленности: в тех отраслях, где патенты были редким явлением, сроки были короткими, а в ключевых отраслях, таких как железные дороги, горнодобывающая или химическая промышленность, патентообладатели выбирали более длительные сроки патентной охраны [12].

В Германии, по утверждению Ф. Махлупа, в некоторых землях установилась «хорошо обоснованная политика предоставления привилегий на основе тщательного рассмотрения полезности и новизны изобретений, а также бремени, которое будет наложено на страну, если исключить других из использования этих изобретений и позволить патентообладателям устанавливать более высокие цены» [14, с. 2]. Кроме того, как отмечает В.Д. Катков, «государственная разрозненность Германии до 1871 г. вела, разумеется, и к законодательной пестроте по отношению к выдаче привилегий» [1, с. 14]. В результате сочетания названных факторов сроки действия привилегий существенно отличались в разных землях: в XVII-XVIII в. в Бранденбурге привилегии выдавались как на неограниченные, так и на ограниченные, как правило, 20 годами сроки; в Силезии – на срок в 10 лет; в Ганновере в первой половине XIX в. - сначала на 10, потом на 5 лет, а в исключительных случаях – на 3, 7, 15 лет; в Брауншвейге – на 5-летний срок [1, C. 14].

C 1815 г. в отдельных землях Германии издаются законы о привилегиях, которые предусматривали предельные сроки, на которые могла быть выдана привилегия, – 10 лет (Ганновер, Вюртемберг), 15 лет (Бавария), 20 лет (Брауншвейг), 5 лет с возможностью продления еще на 5 лет (Саксония). В 1877 г. в Германии был принят первый общегосударственный закон о патентах на изобретения, который предусматривал 15-летний срок действия патента с возможностью продления на тот же срок [1, с. 20].

В России практику выдачи привилегий установил в начале XVIII в. Петр I, поэтому первые привилегии иногда называют «петровскими». Срок привилегий, как и в других государствах, определялся в индивидуальном порядке исходя из представлений о заслугах изобретателя, приложенных им усилиях и понесенных затратах.

Так, например, в 1751 г. Тавлеву и его товарищам за изобретение способа производства синей брусковой кубовой краски была дарована привилегия сроком на 30 лет в целях наградить «многие труды и понесенные убытки» и поддержать интерес к «размножению тех государству нужных и полезных фабрик»; в 1752 г. Ломоносову была выдана привилегия сроком на 30 лет на «делание разноцветных стекол, бисеру, стеклярусу и других галантерейных вещей», чтобы он «за понесенный им труд удовольствие иметь мог»; профессору Гаттенбергеру была пожалована привилегия на 10 лет «в поощрение всем в полезных для общества изобретениях упражняющимся» [2, с. 183-184].

Впервые законодательное определение сроков действия привилегий состоялось в 1812 г. в Высочайшем Манифесте «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах»8, которым по французскому образцу было установлено, что привилегии выдаются по выбору заявителя на сроки в 3, 5 и 10 лет с уплатой пошлины в размере 300, 500 и 1500 руб. соответственно. Положение о привилегиях 1833 г. содержало указание на недопустимость продления срока привилегии9.

В 1896 г. было принято Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования10, действовавшее вплоть до Октябрьской революции, которым было предусмотрено, что привилегии выдаются по желанию заявителей на срок, не превышающий 15 лет со дня выдачи.

В советский период срок действия исключительного права на изобретение, удостоверяемого патентом, составлял 15 лет, изменения касались моментов начала отсчета срока действия и его окончания. Данный срок был увеличен до 20 лет Законом об изобретениях в СССР 1991 г.

Процессы унификации патентных сроков в XX в.

К началу XX в. законодательная практика определения предельного срока действия патентов либо нескольких вариантов срока на выбор патентообладателя постепенно начала сменяться установлением унифицированного патентного срока.

Как было указано выше, в США такой срок был установлен в 1861 г. и составлял 17 лет с даты выдачи патента для всех категорий изобретений без возможности его продления.

В Великобритании в 1919 г. изменениями в Патентный закон 1907 г. и затем Патентным законом 1949 г. прежний максимально допустимый 14-летний срок действия патента был заменен фиксированным 16-летним сроком с возможностью его продления в судебном порядке в соответствии с Патентным законом 1949 г. на 5 лет, в исключительных случаях - на 10 лет на основании получения патентообладателем «неадекватного вознаграждения»11.

В Германии фиксированный срок действия патентов, как уже указывалось, был установлен в 1877 г. и составлял 15 лет с возможностью продления на тот же срок, затем данный срок был увеличен до 18 лет со дня подачи заявки без возможности продления [3, с. 278-281].

В Советском союзе фиксированный 15-летний срок действия патента был установлен Постановлением о патентах на изобретения, введенным в действие Постановлением ЦИК и СНК СССР от 12 сентября 1924 г.12

Аналогичные процессы происходили и в других государствах, и в первой половине XX в. сроки действия патентов на изобретения составляли:

-

15 лет в Бразилии, со дня подачи заявки – в Болгарии, Греции, Италии, Румынии, Швейцарии, со дня выдачи патента – в Дании, Латвии, Литве, Польше, Франции, Эстонии. В Японии в соответствии с Патентным законом от 29 апреля 1921 г. срок действия патента составлял 15 лет со дня опубликования заявки и в особых случаях мог быть продлен еще на 10 лет;

-

16 лет со дня выдачи в Палестине;

-

17 лет со дня подачи заявки в Норвегии и Швеции;

-

18 лет со дня опубликования заявки в Австрии, со дня выдачи патента – в Канаде. В Голландии в соответствии с Патентным Законом от 7 ноября 1910 г. с последующими изменениями срок действия патента составлял 18 лет, начиная со дня, следующего за истечением четырехмесячного срока опубликования, при наличии жалоб – с даты его выдачи;

-

20 лет в Бельгии, со дня подачи заявки – в Венгрии и Финляндии, со дня выдачи патента – в Испании. В Мексике в соответствии с законом 1928 г. срок действия патентов составлял 20 лет, однако мог быть сокращен до 15 лет в том случае, если патентообладатель в отсутствие уважительных причин не осуществил изобретение на территории Мексики [3, с. 266-324].

В некоторых государствах в указанный период и вплоть до заключения соглашения ТРИПС сохранялась система дифференцированных сроков по французскому образцу, в частности: в Аргентине в соответствии с законом 1864 г. и в Турции в соответствии с Патентным законом 1879 г. сроки действия патентов определялись по усмотрению заявителя и составляли 5, 10 и 15 лет [3, с. 266-324].

Вместе с тем общемировая тенденция к унификации и увеличению срока продолжительности патентной монополии на изобретения продолжалась и во второй половине XX в. Накануне заключения соглашения ТРИПС срок действия патента на изобретение составлял 20 лет, начиная со дня подачи заявки, в таких государствах, как Великобритания (Патентный закон 1977 г. с поправками, внесенными в 1988 г.13) и Франция (Кодекс интеллектуальной собственности 1992 г.14).

В 1994 г. в результате Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проведенных в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), было заключено соглашение ТРИПС, согласно преамбуле которого государства-участники преследовали цели «уменьшить искажения и препятствия на пути развития международной торговли» и «содействовать эффективной и адекватной охране прав интеллектуальной собственности и обеспечить, чтобы меры и процедуры по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности сами не становились барьерами для законной торговли».

С заключением соглашения ТРИПС состоялась унификация патентных сроков на международном уровне, которая выражается в двух взаимосвязанных положениях данного международного соглашения:

-

во-первых, ст. 27 соглашения ТРИПС предусматривает, что патенты выдаются на любые изобретения независимо от того, являются ли они продуктом или способом, во всех областях техники при условии, что они обладают новизной, содержат изобретательский уровень и являются промышленно применимыми, при этом государства-члены могут исключать из области патентуемых объекты, приведенные в частях 2 и 3 данной статьи;

-

во-вторых, ст. 33 данного соглашения установлен минимальный срок правовой охраны изобретений в 20 лет, которые отсчитываются со дня подачи заявки на выдачу патента.

Таким образом, в совокупности два приведенных условия требуют, чтобы государства-участники обеспечили как минимум 20-летнюю правовую охрану для всех категорий изобретений.

История переговоров, предшествовавших заключению соглашения ТРИПС, свидетельствует о том, что оба названных условия были предметом дискуссий и вызывали ряд разногласий.

До Уругвайского раунда переговоров, который начался в 1986 г., приблизительно пятьдесят государств, в основном развивающихся, не предоставляли патентную охрану фармацевтическим продуктам, а часть оставшихся государств допускали выдачу патентов только на фармацевтические способы, но не на сами продукты, поэтому данные государства предлагали исключить фармацевтические продукты из числа объектов, подлежащих патентованию, либо путем прямого указания их в перечне патентных исключений, либо путем установления общего положения об исключении [13]. Производители, способные и желающие поставлять на мировой рынок недорогие фармацевтические препараты, которые были запатентованы в развитых странах, в основном находились в Бразилии, Китае и Индии [18, с. 366]. Большинство развивающихся государств также предлагали гибкий срок действия патента, определяемый национальными интересами каждой страны, как в своих проектах предложений, так и в ходе переговорных встреч [13].

Развитые государства придерживались иной позиции: Соединенные Штаты, Европейские сообщества (ныне ЕС), страны Северной Европы (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция), Австралия, Швейцария, Новая Зеландия, Канада, Корея, Япония и Гонконг предложили включить все сферы технологий в соглашение ТРИПС [13]. Вместе с тем, относительно срока действия патента между этими государствами наблюдались некоторые разногласия. На начальных этапах переговоров Япония предложила срок в 15 лет с даты подачи заявки, как это было предусмотрено в ее законодательстве [11, с. 114]. Австралия и Новая Зеландия исторически имели более короткие сроки действия патентов и поэтому выступали за патентные сроки в пятнадцать и шестнадцать лет соответственно [13]. ЕС и США предложили более высокий стандарт в 20 лет с даты подачи заявки, который и был принят в окончательной редакции соглашения ТРИПС.

В литературе высказываются различные предположения относительно причин выбора 20-летнего срока. Одни ученые считают, что государства, выступавшие за более короткий срок, не объединились, чтобы предложить какую-либо альтернативу, и поэтому вопрос был решен по умолчанию [11, с. 114]. Другие видят в этом более глубокие причины, а именно убежденность развивающихся государств в том, что они выиграют от получения доступа к рынкам сельскохозяйственной и текстильной продукции в соответствии с договорами Всемирной торговой организации в обмен на повышение стандартов защиты интеллектуальной собственности [13]. Тем не менее, несмотря на расхождение во мнениях, представляется, что определение 20-летнего срока патентной охраны изобретений в соглашении ТРИПС имеет под собой политическое обоснование и является результатом влияния государств, заинтересованных в сильной патентной защите своих инноваций.

Выводы

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что срок действия патентной монополии на изобретения в своей эволюции прошел несколько этапов, которые имеют различные временные рамки в отдельных государствах, но позволяют выявить общую закономерность:

1 этап – примерно с XV в. до первой половины XVIII в. – этап привилегий, выдаваемых на срок, который определялся в индивидуальном порядке исходя из сочетания нескольких факторов, таких как степень необходимости и полезности новой технологии для конкретного государства и развития его промышленности; период, необходимый для обучения иностранному ремеслу местных жителей; заслуги изобретателя перед государством и размер понесенных им для создания или импорта изобретения расходов;

2 этап – примерно со второй половины XVIII в. до XX в. – переход к патентной системе с установлением на законодательном уровне либо максимально допустимого срока действия патента (Великобритания, США), либо нескольких вариантов сроков на усмотрение патентообладателя (страны континентальной Европы, Россия) с возможностью продления указанных сроков;

3 этап – с XX в. до настоящего времени – унификация сроков действия исключительных прав сначала на национальном уровне путем установления фиксированного срока действия патента, затем на международном уровне в результате заключения соглашения ТРИПС путем определения минимального срока правовой охраны всех категорий изобретений в государствах-участниках.

Таким образом, прослеживается тенденция постепенного перехода от более гибких систем определения срока патентной монополии к более жестким и унифицированным, при этом вопрос об экономической целесообразности данного процесса остается открытым. Исторические данные свидетельствуют о том, что соображения экономического характера при выборе срока патентной монополии превалировали на ранних стадиях эволюции патентных отношений, дальнейшие же изменения в регулировании срока действия исключительного права на изобретение зачастую имели скорее политическое обоснование, в частности, влияние метрополий на колонии, развитых государств на развивающиеся, нежели являлись результатом тщательных экономических исследований.

 

 


1 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г.) (с изм. от 06 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2818 - 2849 (на русском языке); Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. V). С. 2336 - 2369; International Investment Instruments: A Compendium. Volume I.- New York and Geneva: United Nations, 1996. P. 337 - 371 (на английском языке).

2 Sebastano di Silvestri 1560, Senato, Deliberazioni Terra, registro 43, c.20v (file 81). Цит. по: [8].

3 Ibid.

4 English Statute of Monopolies of 1623, 21 Jac. 1, c. 3. Цит. по: [10, C. 18].

5 Constitution of the United States. URL: https://constitution.congress.gov/constitution/.

6 Isambert vol. 13 p. 184, 185. Цит. по: [7].

7 Rec. des Edits et Decl., vol. 4, 1776. Цит. по: [7].

8 Манифест от 17 июня 1812 г. «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах» // Законодательство императора Александра I. 1801-1811 годы (составитель и автор вступительной статьи В.А. Томсинов). – М.: «Зерцало», 2011 г. Доступ из СПС «Гарант».

9 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Том 8. Ст. 6588. С. 691-696.

10 Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г. // Свод законов Российской империи. Т. XI. Часть 2. Устав о промышленности. URL: https://civil.consultant.ru/reprint/books/250/1229.html.

11 Patents Act 1949 (Chapter 87). URL: https://wipolex.wipo.int/en/text/127261.

12 Постановление ЦИК и СНК СССР от 12 сентября 1924 г. «О введении в действие Постановления о патентах на изобретения» // Собрание законодательства СССР. 1924. № 9. Ст. 97.

13 Patents Act 1977 (Chapter 37, as amended up to the Copyright, Designs and Patents Act 1988). URL: https://wipolex.wipo.int/en/text/127487

14 Loi n° 92-597 du 1 juillet 1992 relative au code de la propriété intellectuelle (partie législative). URL: https://wipolex.wipo.int/en/text/514555

 

Список литературы

1. Катков, В.Д. О привилегиях (патентах) на промышленные изобретения / [Соч.] Пр.-доц. В.Д. Каткова. - Харьков: тип «Печ. дело», 1902. 229 с.

2. Пиленко А.А. Право изобретателя. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Статут, 2005. 779 с.

3. Хейфец И.Я. Основные проблемы изобретательства: Патентная охрана сов. экспорта / Проф. И.Я. Хейфец; Под ред. Ю.О. Ленгиеля, И.И. Матвеева; Всес. торг. палата. - Москва; Ленинград: Внешторгиздат, 1935. 326 с.

4. Charles Anthon, A Classical Dictionary: Containing An Account Of The Principal Proper Names Mentioned In Ancient Authors, And Intended To Elucidate All The Important Points Connected With The Geography, History, Biography, Mythology, And Fine Arts Of The Greeks And Romans: Together With An Account Of Coins, Weights, And Measures: With Tabular Values Of The Same 1273 (Harper & Bros. 1872). Цит. по: Ryan Whalen, Complex Innovation and the Patent Office, 17 Chi. -Kent J. Intell. Prop. 226 (2018). URL: https://scholarship.kentlaw.iit.edu/ckjip/vol17/iss1/9.

5. Christopher May, The Venetian Moment: New Technologies, Legal Innovation and the Institutional Origins of Intellectual Property (2002) 20:2 Prometheus 159.

6. Edward C. Walterscheid, Defining the Patent and Copyright Term: Term Limits and the Intellectual Property Clause, 7 J. INTELL. PROP. L. 315, 326 (2000). URL: https://digitalcommons.law.uga.edu/jipl/vol7/iss2/3.

7. Frank D. Prager, History of Intellectual Property From 1545 to 1787. Journal of the Patent Office Society 26 (11). November 1944, 711-760.

8. Fusco, Stefania, Lessons from the Past: The Venetian Republic’s Tailoring of Patent Protection to the Characteristics of the Invention (February 9, 2019). 17 Nw. J. Tech. & Intell. Prop. URL: https://ssrn.com/abstract=3331687.

9. Giulio Mandich, Venetian Origins of Inventors’ Rights, 42 J. PAT. OFF. SOC’Y 378, 379 (1960).

10. Janis, Mark David and Sichelman, Ted M. Patent Law: An Open-Source Casebook (Spring 2022). 125 р.

11. Jayashree Watal, Intellectual property rights in the WTO and developing countries, Kluwer Law International, The Hague/London/Boston, 2001. 528 р.

12. Khan, B. Zorina. An Economic History of Patent Institutions. EH.Net Encyclopedia, edited by Robert Whaples. March 16, 2008. URL: http://eh.net/encyclopedia/an-economic-history-of-patent-institutions/.

13. Lester, Simon and Zhu, Huan, Rethinking the Length of Patent Terms (February 4, 2019). American University International Law Review, Forthcoming. URL: https://ssrn.com/abstract=3328596.

14. Machlup, Fritz. An Economic Review of the Patent System. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1958. 89 р.

15. O'Connor, Sean M., The Lost 'Art' of the Patent System (August 25, 2015). University of Illinois Law Review, Vol. 2015, No. 4, pp. 1397-1478, 2015, University of Washington School of Law Research Paper No. 2015-33. URL: https://ssrn.com/abstract=2664837.

16. Ochoa, Tyler Trent and Rose, Mark, The Anti-Monopoly Origins of the Patent and Copyright Clause (2002). 84 J. Pat. & Trademark Off. Soc'y 909, 2002, Santa Clara Univ. Legal Studies Research Paper No. 26-14. URL: https://ssrn.com/abstract=2473390.

17. Ramon A. Klitzke, Historical Background of the English Patent Law, 41 J. PAT. OFF. SOC’Y, 615, 619 (1959).

18. Resource Book on TRIPS and Development UNCTAD-ICTSD. Cambridge University Press, 2005. 829 р.

19. Ted Sichelman & Sean O'Connor, Patents as Promoters of Competition: The Guild Origins of Patent Law in the Venetian Republic, 49 SAN DIEGO L. REV. 1267, 1271 (2012).